Bulavka интервью: о съемках исторического кино «Бабич»

В Уфе премьерный показ фильма состоится 19-го апреля, в кинотеатре «Родина», в 19:00

 

Совсем скоро на экранах башкирских кинотеатров появится новая кинокартина «Бабич». Это исторический художественный фильм о судьбе Шайхзады Бабича – известного башкирского поэта и политического деятеля прошлого столетия. Фильм получил поддержку Министерства культуры Башкортостана и грант Главы республики. Режиссер Булат Юсупов вместе с Ильгизом Тагировым – исполнителем главной роли и актером Национального молодежного театра им. М. Карима – рассказали нам, почему историческое кино до сих пор актуально и интересно.

 

Диана Амирова: Булат, вы уже сняли короткометражку «Визит», основанную на реальных событиях 1977 года, и документальный фильм о башкирских кубаирах «Урал-Батыр». Теперь – «Бабич». Чем вас привлекает съемка исторических картин?

Булат Юсупов: Мне кажется, что та временная эпоха была обделена зрительским вниманием. А между тем это очень важно – знать, кто стоял у истоков создания нашей республики, кто открывал заводы, институты и театры. Мне было интересно посмотреть на мир через призму поэта Шайхзады Бабича, ведь он неповторимая историческая личность. Нет ни одного похожего на него персонажа. Бабич был новатором и создавал уникальные понятия. Благодаря ему наш Башкортостан стал первой республикой в составе России, по этому принципу создавались дальнейшие автономии. Для нашего общества очень важно помнить свою историю. 

 

Д.А.: Чем ваш фильм может заинтересовать современного искушенного зрителя?

Б.Ю.: В то время у людей не было почти никаких возможностей, но они что-то создавали. Сегодня есть все, но никто ничего не создает. Не открываются новые театры и новые творческие школы, хотя можно найти и помещение, и ресурсы, и талантливых педагогов. Для нынешнего поколения экранные герои – пример того, как их сверстники в тяжелое время развивали эпоху, зарождали культуру и закладывали систему ценностей. Сегодняшняя молодежь должна понять, что сидеть на готовых проектах и ждать помощи от государства неправильно. Нужно рисковать, искать себя в новых формах и образах. Я хотел бы донести до зрителей вдохновляющий дух того времени, чтобы они поняли: нужно действовать, и тогда будет результат. 

 

Д.А.: Как создавалась нужная атмосфера той эпохи?

Б.Ю.: Мы не знаем, что такое «нужная атмосфера». В фильме лишь показано наше представление о том времени. Искусство – это отображение реальности в художественных образах. Если бы мы действительно создавали исторические события, это была бы скука. Я не думаю, что революция проходила под музыку Прокофьева. На самом деле все было с громкими криками, уныло и нелепо. Поэтому скорее создавалось настроение. Это наша правда, не правда историческая, а лишь творческое видение какой-то ситуации. Находясь в этой новой реальности, я фантазировал, как ходил бы по улицам Оренбурга, заходил в редакции, общался с коллегами, драматургами и политиками.

 

Д.А.: Ильгиз, что у вас общего с героем Шайхзады Бабича? 

Ильгиз Тагиров: Во время работы над ролью всегда ищешь в герое те качества, которые схожи с твоим характером. Для меня в Бабиче ими стали искренность и безграничная вера в людей. Я на собственном опыте убедился, что порой человек может не оправдать хорошего отношения к нему. Однако я не держу обиду, потому что в мире все равно есть добрые и открытые люди, с которыми можно идти вперед. Вот эта философия мне близка. 

 

Д.А.: С какими трудностями столкнулись во время работы над фильмом?

И.Т.: Первый день уже был трудный (смеется). Мы снимали несложную сцену: я вбегал в комнату, опаздывал. Вроде простейшая актерская игра, но было больше двадцати дублей! И я уже начал сомневаться, правильно все делаю или нет, но потом привык к процессу. Когда снимаешься в кино, ты ограничен в пространстве и можешь попросту «выпасть» из кадра. В театре можно играть размашисто, а в фильмах актер должен быть сдержан.

Это мой первый серьезный полнометражный фильм. До этого был опыт работы в музыкальных клипах, короткометражках, артхаусе. Все знают, кто такой Шайхзада Бабич, и поэтому сниматься в таком проекте было также ответственно и очень волнительно.

Д.А.: Одна известная актриса сказала, что в театре важна психофизика человека, а в кино может быть достаточно внешнего сходства. Булат, а каким принципом вы руководствовались, когда утверждали Ильгиза Тагирова на роль?

Б.Ю: Я считаю, что никакого сходства не нужно. Главный принцип – внутренний. Вспомните картину «Высоцкий. Спасибо, что живой». Там из человека «вылепливали» копию, и это смотрелось ужасно. Если бы Высоцкого исполнил Безруков без грима, то мы бы приняли эти условия. Актер должен «сделать», пережить своего персонажа, и тогда внешность будет лишь дополнением. При наличии только фотографического сходства, но отсутствии внутреннего содержания герой будет каким-то клоном. Мне было важно понимать, что у Ильгиза Тагирова есть свое представление Бабича как личности. Я даже не вмешивался, не рассказывал свое видение персонажа, потому что понимал, что Ильгиз уже сформировал своего героя. Мне нужно было поставить его в определенные ситуативные схемы и описать, как я вижу внутреннюю эмоциональную окраску. Психофизика у актера сформировалась сама за то время, что он был студентом. И я понимал это. Ильгиз Тагиров – большая удача для этой картины. 

И.Т: Я волновался, когда услышал о предстоящем кастинге, потому что внешне я не на сто процентов похож на Бабича. Второй вопрос заключался в возрасте. Мне сейчас больше тридцати, а Бабичу был двадцать один год. Мне повезло, что выгляжу молодо (улыбается). Также помогло мое внутреннее состояние. Более похожий внешне актер мог драматически не справиться с задачей. 

 

Д.А.: Сейчас много технологий, с помощью которых «раскрашивают» старые черно-белые фильмы, а вы сняли «Бабича» в черно-белом варианте. Почему?

Б.Ю.: Для этого было две причины. Первая – хотелось создать правду. Черно-белая пленка имеет свою эстетику и специфику, и картине, снятой в таком варианте, зрители больше верят. Вторая причина чисто практическая: у нас было мало времени и небольшой бюджет на костюмы и декорации. Разница в фактурах была очень заметна, а в черно-белой съемке мы могли спрятать некоторые цветовые гаммы одежды и строений. Поэтому это было одновременно и творческое, и вынужденное производственное решение. 

 

Д.А.: Какие у вас планы на прокат фильма?

Б.Ю.: Мы будем ездить с картиной по Башкирии. В Уфе премьерный показ пройдет 19-го апреля. Также прокат будет в Октябрьском и Баймаке, около двадцати точек получат DVD. Ведутся переговоры с другими районами нашей республики. Фильм снят для людей, поэтому мы обязаны показать его публике. В конце года, когда пройдет киноэкранный показ, мы пустим картину в эфир. Те, кто не посмотрел «Бабича» в кино, смогут увидеть его на «БСТ» или скачать с торрента (смеется). Мы знаем, что этот фильм ждут, поэтому волнение перед премьерой неизбежно. Надеемся оправдать зрительские ожидания.

 

 

 

Текст: Диана Амирова

 


Яндекс.Метрика